Стартовать по накатанной. автор Наталья Кудряшова. Приложение к газете Коммерсант, Вектор развития, сентябрь 2012г
Несмотря на то что рынок франчайзинга в Самаре начал формироваться достаточно недавно — чуть более 5 лет назад, эксперты признают его вполне сложившимся. Более того, сегодня область занимает второе место в ПФО по темпам развития франчайзинга и спрос на готовые бизнес-концепции продолжает расти. Хорошие перспективы развития франчайзингу обеспечивают активное развитие торговой инфраструктуры в регионе, а также удобная логистика.При этом пока что наиболее популярны общероссийские марки и отчасти международные концепции, доля местных франшиз — не более 1 % рынка.
Франчайзинг как оформившаяся бизнес-модель появился в России в конце 90 х — начале 2000 х годов. Пик региональной экспансии марок пришелся на 2004–2006 гг. По мнению руководителя Департамента развития франчайзинга Deloshop Сергея Некучаева, именно этот период следует считать началом самарского франчайзинга. «В пользу этого тезиса говорит и тот факт, что многие крупные торговые центры города, например, такие как «Парк Хаус» и «Московский»,открылись именно в 2006 году», — отмечает эксперт.
Аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова также считает, что франчайзинг в самарском регионе начал активно развиваться с 2006 года. Именно тогда стартовала самая известная и наиболее интересная франчайзинговая концепция —франшиза по организации точек общественного питания и выпуску различных продовольственных продуктов «У Палыча». Кроме того, одними из первых франчайзинговых компаний на рынке Самары стали сеть трактиров «Жили-были», а также крупная сеть местных магазинов «Самара-продукт» под управлением «Копейки». Немного позже в городе появилась сеть магазинов «Пятерочка».
В данный момент, по мнению Сергея Некучаева, самарский франчайзинговый рынок можно назвать насыщенным, однако он не теряет своей привлекательности для российских и зарубежных франчайзеров. Более того, сегодня Самара является одним из лидеров по темпам развития франчайзинга. Согласно данным базы Deloshop, по количеству заявок на покупку франшизы из Приволжского ФО город находится на втором месте, уступая только Нижнему Новгороду. При этом за последний год востребованность данной концепции существенно выросла. «Поскольку большинство франчайзеров все-таки находятся в Москве или Санкт-Петербурге, роль Интернета во франчайзинге очень значительна. Обратимся к статистике Яндекса. За последний год количество запросов «купить франшизу» из Самары увеличилось в 2,5 раза (со 190 в марте 2011-го до 480 в марте 2012-го). Налицо положительная динамика, что соответствует общей тенденции по стране, но, безусловно, выводит город и Приволжский ФО в целом в лидеры по темпам развития франчайзинга», — подчеркивает эксперт. Более того, по мнению господина Некучаева, вполне очевидны предпосылки для дальнейшего успешного развития франчайзинговой модели в городе: «Одно из основных условий развития франчайзинга — это развитие торговой инфраструктуры, наличие качественных и доступных арендных площадей. В 2011 году Retail Profile открыл в Самаре МЕГУ, насколько я знаю, строятся еще несколько новых ТЦ». Активное развитие франчайзинга подтверждает и интерес финансовых институтов к этой модели. К примеру, Самара и Тольятти вошли в число нескольких российских городов, где Сбербанк реализует новый пилотный проект для малого бизнеса «Бизнес-старт». В рамках проекта кредитные средства предоставляются для начала предпринимательской деятельности на базе франчайзинга. Как сообщил управляющий Самарским отделением Сбербанка России Константин Долонин, в мае был заключен первый в Самарской области договор по кредиту «Бизнес-старт». В рамках него для индивидуального предпринимателя открыта невозобновляемая кредитная линия лимитом 2,4 млн руб. сроком на 28 месяцев. Кредитные средства предназначены для начала бизнеса по франшизе Subway (сети ресторанов быстрого питания). Открытие ресторана состоялось в Тольятти в конце июля.
«Неуверенность в успехе при открытии бизнеса — главная проблема, которая преследует всех, кто впервые открывает собственное дело.К счастью для начинающих, в России начал развиваться новый формат бизнеса — франчайзинг, когда крупные и успешные компании продают предпринимателям право на свой бренд, концепцию, фирменный стиль, учат, советуют, — отмечает Константин Долонин. —Сбербанк в данном случае выступает в качестве надежного партнера, консультанта, предоставляющего стартовый капитал. Все это создает благоприятные условия для развития малого бизнеса». Снижение предпринимательских рисков за счет использования доказавшей свою эффективность бизнес-модели как главное преимущество для франчайзи отмечают все эксперты. Кроме того, покупка франшизы позволяет достичь быстрого распространения продукции за счет ее узнаваемости. В свою очередь, владельцу франшизы данная схема позволяет расширить региональное присутствие с минимумом затрат.
«Самое дорогое — это передача опыта компании, т. е. франчайзи уже не надо платить за те ошибки, которые, может быть, совершил франчайзер, нет необходимости запускать нерабочие инструменты повышения продаж и т. д., — говорит Сергей Некучаев. — Для франчайзера преимуществ несколько, но основное —это быстрые темпы регионального покрытия,на которые у компании не хватит собственных ресурсов времени, средств и людей. И это особенно важно, если речь идет о технологическом бизнесе». «Что касается плюсов развития бизнеса по франчайзингу, то это быстрый захват рынка без существенных капиталовложений», —считает директор консалтинговой компании Деломаг. «Франчайзинг имеет ряд важных плюсов.Во первых, хозяева франшизных предприятий имеют сильную мотивацию, так как вложили в открытие часть собственных денег и, по сути, работают на самих себя. Такая схема позволяет им получать большую прибыль, чем менеджерам собственного подразделения компании. Кроме того, затраты на открытие предприятия во многом покрываются за счет основной компании, что немаловажно с точки зрения быстроты распространения продукции и ее узнаваемости», — говорит Елена Юшкова.
«Согласно статистике, из 100 открытых самостоятельно компаний через 5 лет остается только 35. При этом из 100 компаний, открытых по программе франчайзинга, продолжают существовать 86 из них. Продуктивность налицо», — считает Евгения Белонощенко. Впрочем, не скрывают эксперты и ряд проблем, с которыми могут столкнуться обе стороны. «Покупка франшизы налагает определенные обязательства на франчайзи: строгое соблюдение технологии, регламента, рецептуры, определенная выкладка товара, обязательное обучение персонала, сертификация персонала, сезонное обновление коллекции. Нарушение одного из пунктов ведет к разрыву контракта. Не всегда новоиспеченный франчайзи готовточно соблюдать технологию, рецептуру и ассортимент, — отмечает директор консалтинговой компании Деломаг. — Что касается проблем франчайзера, то и тут есть издержки: у франчайзи всегда более низкая эффективность (партнер всегда продает меньше, чем свой собственный магазин), недостаточная надежность (франчайзи в любой момент может свернуть бизнес, переориентироваться с одного товара на другой, поменять франчайзера). Могу вам назвать навскидку три известных злоупотребления во франчайзинге. Во первых, это когда франчайзи под любым благовидным предлогом закрывает франшизный договор и открывает собственный бизнес под другим брендом. Второе: франчайзер завышает показатели успеха при продаже франшизы. В третьих, бывает, что франчайзер завышает величину единовременного платежа и/или платежей за специализированное оборудование и практически теряет интерес к франчайзи после совершения сделки. Кроме того, франчайзинговая модель ничего не дает для капитализации компании франчайзера». «Основной проблемой является несовершенство российского законодательства, которое не прописывает ряд стандартов, необходимых при работе с франчайзинговыми схемами. В частности, нередко возникают проблемы в области интеллектуальной собственности, сроков заключения договоров франчайзинга и субсидиарной ответственности. Однако ничто не стоит на месте, и в данном вопросе имеются важные сдвиги», — считает Елена Юшкова.
«Иногда франчайзи предполагает, что мы будем выполнять за него всю работу. Конечно, сотрудники Управляющей компании Бэби-клуба оказывают мощную поддержку партнерам, но работать за них мы не можем. Возможно, минус франчайзинга — в этих ложных ожиданиях и связанных с ними последствиях», — говорит Евгения Белонощенко. «Подводных камней для франчайзи не так много, — считает Сергей Некучаев. — Основное правило — проанализировать, насколько сильны позиции компании-франчайзера без учета результатов партнерской программы: каковы финансовые результаты в собственных точках, каковы темпы развития сети и т. д. В качестве долгосрочного партнера лучше выбирать компанию, которая твердо стоит на ногах и активно развивается». «На мой взгляд, при покупке франшизы прежде всего надо ориентироваться на франшизы, которые подтвердили свой успех в России. Что бы ни говорили о глобальности мировой экономики, у россиян есть определенные предпочтения в еде, одежде и услугах. В России работает много франшиз, но не все успешны», — отмечает директор консалтинговой компании Деломаг. В русле общего тренда В целом, по мнению директор консалтинговой компании Деломаг, развитие рынка франчайзинга в самарском регионе не имело ярко выраженной специфики, главной его особенностью является ориентация на недорогие франшизы. «Мы работаем на данном рынке 8 лет и отмечаем, что самарский рынок развивается в общем тренде. Первыми в Самаре были иностранные франшизы, например, мороженое «Баскин Роббинс» — кстати, очень дорогая франшиза. Однако сегодня особенностью самарского рынка является ориентация на средний ценовой сегмент, в столице выше процент дорогих франшиз». Так, по мнению эксперта, востребованными видами франшиз в Самарском регионе можно назвать сегменты так называемого эконом-класса: недорогие предприятия общественного питания (Subway, Сбарро, Иль Патио), розничные торговые точки (OGGI, Finn Flare), розничная продажа мебели и акссесуаров (За матрасом, Меббери). По мнению Елены Юшковой, наиболее популярными сегментами франчайзинга в Самаре являются сети магазинов одежды и продуктов питания, фастфуд, гостиничные сети. Сергей Некучаев также отмечает высокую востребованность товарных франшиз. По мнению эксперта, во многом это связано с тем,что Самара имеет удачное географическое расположение, хорошую транспортную инфраструктуру, что позволяет избежать проблем с логистикой. На втором месте услуги и концепции общественного питания. При этом, по оценкам руководителя Департамента развития франчайзинга Deloshop, российские концепции в структуре спроса занимают около 65–70 %, около 30 % международных франшиз, местные по ощущениям не дотягивают и до 1 %. «Единственная самарская концепция, которая оказалась востребованной и имеет хорошие федеральные перспективы, — это магазины продуктов «У Палыча», — говорит Сергей Некучаев. — На сегодняшний день у марки более 100 фирменных магазинов в Москве и Московской области, есть точки в Казани, Ульяновске, Владимире. Во многом такой успех обусловлен форматом магазинов street-retail — франчайзи «У Палыча» не нужно искать дефицитные и крайне дорогостоящие арендные площади в торговых центрах». Вообще, по словам эксперта, самарские франчайзеры не очень активно продвигают свои концепции на федеральный рынок. По этой причине оценить их привлекательность крайне сложно. «Задавшись целью найти самарского франчайзера, я потратил около получаса, прежде чем нашел предложения группы компаний «Вид», детских центров «Филиппок» и магазинов «Джинсовая фантазия». Из этого я делаю вывод, что пока сильных местных франчайзеров с федеральным потенциалом, кроме концепции «У Палыча», в Самаре нет». По словам Константина Долонина, сегодня в списке компаний, участвующих в проекте «Бизнес-старт», ведущее место занимают федеральные и международные компании, такие как BAON, NEWFORM, Orby, Stillini, 220 Вольт, Subway, Стардог!s, Тонус-Клуб, SLIMCLUB, ЧистоФФ, ЭкоВош Мобайл. Однако представлены и региональные концепции — в частности, сеть детских развивающих центров «Бэби-клуб» и магазин игрушек «БЕГЕМОТиК». Обе компании развивают свои сети и за пределами самарского региона. «Первый Бэби-клуб открылся в Самаре в 2000 году, тогда он стал пионером в области развивающих детских центров. Спустя два года мы решили открыть еще один клуб. Затем с 2003-го по 2007-й в Самаре каждый год открывалось по одному клубу, и в самарской сети их стало восемь, — рассказывает основатель Бэби-клуба Евгения Белонощенко. — В 2007 году я с семьей переехала в Москву. Так мой бизнес оказался в другом городе. Стало очевидно, что дистан-ционное управление клубами проигрывает личному присутствию. Тогда и возникла идея открыть франчайзинговое направление, ведь в Бэби-клубе важно, чтобы собственник бизнеса знал в лицо всех клиентов и общался с ними». По словам госпожи Белонощенко, программа франчайзинга Бэби-клуба была запущена в 2009 году и сейчас сеть состоит из 83 клубов, которые расположены в 37 городах России и СНГ. Динамика продаж постоянно увеличивается. Если в 2009-м было продано 15 франшиз, то в 2010-м — уже 19, в 2011-м — 33. Около 13 %партнеров приобрели франшизу на открытие второго клуба, двое партнеров приобрели франшизу Бэби-клуба, уже имея опыт в открытии и управлении собственным детским центром. Бренд «БЕГЕМОТиК» представлен на рынке с 2008 года, в настоящий момент открыто более 350 магазинов по всей России, при этом только в 2011 году франчайзинговую сеть пополнили 150 торговых точек. 30 % действующих партнеров уже открыли по второму и более магазину.