Любовь ФАДЕЕВА, Самарское обозрение №33 (649), 17.05.07, Карьера
Бизнес становится ходовым товаром
В условиях сформировавшихся рыночных отношений объектами купли-продажи становятся не только товары и услуги, но и бизнес. Число самарцев, не желающих работать наемными топ-менеджерами и предпочитающих купить небольшой собственный бизнес, в последние годы растет.
Еще недавно создание собственного бизнеса часто было очередной ступенью развития наемного менеджера компании, позволяющей получать прибыль и одновременно реализовать свои амбиции. В последнее время бизнес начал превращаться в товар, который пользуется спросом. Значительно выросло число предпринимателей, желающих продать или купить готовый бизнес, что сделало возможным формирование соответствующего рынка.
В России рынок готового бизнеса начал складываться три года назад. Отдельные виды бизнеса продавались и раньше, например, в 1991-2001 годах собственников сменили около 85% московских ресторанов, но сделки в подавляющем большинстве случаев происходили среди "своих". В Самаре рынок готового бизнеса сегодня находится в начальной стадии становленияжелающие продать или купить бизнес есть, а бизнес-брокеров единицы. В частности, в этой сфере работают Магазин Готового Бизнеса www.Delomag.ru и агентство недвижимости "Визит", развивающее магазин готового бизнеса как отдельное направление деятельности. Как прокомментировал "СО" директор компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru, в Самарском регионе сформировался устойчивый, долго живущий бизнес, со всеми вытекающими признаками, характерными для рынка: купля, продажа, слияния и поглощения.
"В настоящее время желающих продать бизнес много, но сам процесс пока не поставлен на должный уровень. Однако рынок постепенно взрослеет, свидетельством чему является становление компаний, для которых посреднические услуги по продаже - основа их собственного бизнеса", - говорит директор компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru По словам исполнительного директора по коммерческой недвижимости АН "Визит" Ирины Пустошкиной, продажа готового бизнеса перестала быть экзотической услугой для самарского рынка. В числе предложений встречается как мелкий бизнес, представленный небольшими производствами (например, пошив чехлов для сотовых телефонов или услуги ксерокопирования и переплета), так и средний и крупный бизнесы, например, супермаркеты или спортивно-оздоровительные комплексы, заводы или производственные комплексы.
Как правило, на продажу выставляется бизнес, который испытывает разного рода трудности, но все же приносит прибыль. Ирина Пустошкина отмечает, что бизнес, выставленный на продажу, за исключением случаев, когда продажа связана с банкротством предприятия, достаточно прибыльный или есть реальные пути повысить его рентабельность. Директор компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru считает, что при покупке или продаже бизнеса важно "поймать момент", когда заключение сделки будет максимально выгодно обеим сторонам. "Покупатель, информированный о том, что тот или иной бизнес выставлен на продажу, и знающий, что дела в нем обстоят не лучшим образом, ждет, когда цена компании упадет до минимума. Такой подход лишь в редких случаях оказывается продуктивным. Уменьшение продажной цены говорит о падении прибыли предприятия и об общем ухудшении ситуации на нем. Затраты на реанимацию такой компании нередко оказываются большими, чем выигрыш в цене", - рассказывает директор компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru
В подавляющем большинстве случаев причинами продажи бизнеса являются переориентация направления деятельности его собственников, появление более привлекательных объектов для инвестиций, нехватка средств для развития, ликвидация убыточных направлений бизнеса, переезд собственника на новое место жительства, стагнация компании в силу внутренних или внешних причин (к примеру, конфликты собственников, высокая конкуренция), а также личные мотивы владельца бизнеса. По мнению владельца пивного ресторана Frau Muller Антона Власова, "мотивы продать бизнес могут быть совершенно разными. Например, диверсификация бизнеса, его расширение, и как следствие - уход в более привлекательную сферу.
Продажа может быть вызвана тем, что собственник потерял интерес к своему бизнесу и решил его продать, чтобы заняться чем-то более интересным для него в данный период времени. Еще одним поводом может стать потеря контроля над бизнесом, что выражается в снижении его рентабельности. Причины могут быть вызваны также разными внешними факторами, к примеру, сильной конкуренцией на рынке или рейдерскими попытками захватить бизнес". По словам председателя совета директоров ООО "Безенчукские деликатесы" Вячеслава Охрименко, причинами продажи бизнеса могут быть высокая конкуренция на рынке, нехватка денежных средств, которые необходимо вкладывать в бизнес, или просто личное желание собственника. Случаи, когда бизнес изначально создается с целью продажи, в Самаре уже встречаются, хотя и крайне редко. "К примеру, западный бизнесмен, создавая свое дело, заранее готовит его к продаже и потому расстается с ним без сожаления, наш предприниматель относится к своему бизнесу как к ребенку", - говорит директор компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru
есть данные
Какой бизнес продают (в % от общего числа продаж):
1 Сфера сервиса и услуг (салоны красоты, загара, фитнес-центры, стоматология)- 50%
2 Крупные производственные объекты, имеющие в активе недвижимость-25%
3 Розничная торговля-15%
4 Остальное-10%
Источник: http://www.delomag.ru